Собственники или арендаторы земельных участков, приобретая земельный участок, не придают особого значения тому факту, что земля природный объект, который находится под определенным контролем (надзором) и охраной государства. Уполномоченные органы, в том числе Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) вправе контролировать – соответствует ли деятельность, осуществляемая на участке его целевому использованию. В случаях каких-то несоответствий должностные лица Росреестра могут привлечь нарушителя к административной ответственности за правонарушения в области охраны земельных ресурсов.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) предусматривает ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению, невыполнение обязанности по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.8 КоАП РФ).

Субъекту предпринимательской деятельности важно понимать какие его действия (бездействия) могут повлечь за собой административную ответственность и как отстоять свое право осуществлять деятельность, не нарушая закон. Необходимость целевого использования земельного участка установлена в ЗК РФ. Статья 42 ЗК РФ устанавливает, что первая обязанность собственника и пользователя земельного участка – это использование его в соответствии с категорией земель, целевым назначением и разрешенным использованием.

Любой земельный участок характеризуется принадлежностью к определѐнной категории и имеет установленный вид разрешенного использования

Категория земель - это группа однородных земельных участков, схожие по своему целевому назначению.

Вид разрешенного использования земельного участка - это закрепленные на законодательном уровне параметры эксплуатации земельного участка.

Земельный кодекс РФ выделяет семь различных категорий земельных участков, среди которых можно выделить земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, земли лесного фонда и т.д.

Каждая категория земель имеет свой набор видов разрешенного использования. Так, например, в статье 78 ЗК РФ закреплен перечень видов использования для земель сельскохозяйственного назначения — Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства). В соответствии со ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам - жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Вид разрешенного использования земель населенных пунктов определяется на основании норм Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ). Все населенные пункты подлежат градостроительному зонированию и должны утвердить правила землепользования и застройки (ПЗЗ). В ПЗЗ населенный пункт делится на функциональные зоны (например, многоэтажное жилое строительство, парковые зоны, зоны торговли и т.п.). Для каждой из зон утверждается также основной вид разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования.

Отметим некоторые из видов разрешенного использования земельных участков: для сельскохозяйственного производства, для дачного строительства, для садоводства, для огородничества, для индивидуального жилищного строительства, для личного подсобного хозяйства, для крестьянско-фермерского хозяйства, магазины, для бытового и коммунального обслуживания и т.д.

Таким образом, законодатель закрепил за земельными участками характеристики, определяющие их целевое назначение. В связи с этим государство законодательно закрепило меры ответственности, регулирующие, в том числе вопросы целевого использования земельных участков на территории страны.

В соответствии с действующим законодательством установлено два вида ответственности за не целевое использование земельных участков: административная ответственность в виде штрафа, возможность принудительного изъятия земельных участков в определенных законом случаях. К первому виду санкций относятся положения статьи 8.8. Кодекса об административных правонарушениях РФ, в соответствии с которой на физических и юридических лиц может быть наложен административный штраф в установленном размере.

Ответственность по ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ наступает за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием. Данная часть статьи является общей и устанавливает ответственность за все случаи, когда текущее использование земельного участка не соответствует категории земель или виду разрешенного использования. Вид разрешенного использования содержится в ЕГРН. Соответствие использования земельного участка его разрешенному виду устанавливается государственным инспектором по использованию и охране земель как в процессе проведения плановой проверки, так и в рамках профилактических мероприятий (административных обследований объектов земельных отношений). Последствием, установления факта нецелевого использования земельных участков является привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ и выдача предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства.

Невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства влечет наложение административного штрафа (п. 25, п. 26 ст. 19.5 КоАП РФ).

Следует отметить, что Земельная реформа 2014-2016 повлекла ужесточение мер административной ответственности за нарушение земельного законодательства.

Наложение административных штрафов за нарушения земельного законодательства теперь осуществляется в размерах, кратных в процентном выражении кадастровой стоимости земельного участка. При этом максимальные суммы административных штрафов, размеры которых исчисляются исходя из кадастровой стоимости земельного участка, не могут превышать 100 тыс. рублей для граждан, 300 тыс. рублей для должностных лиц и 700 тыс. рублей для юридических лиц.